Танцевально-визуальный перформанс “Одной линией”

Перформанс прошел в рамках выставки “Юрий Грачев: русский художник в Нью-Йорке” в Екатеринбургском музее изобразительных искусств 26 октября 2013.

Движение: Ольга Севостьянова, Екатерина Жаринова
Дизайн и видео: Антонина Воробьева
Программирование: Денис Перевалов
Свет: Таня Птица

Музыка: Jörg Piringer (Вена, Австрия)

Благодарим

Игоря Татарникова (Sodazot) за идею и помощь при подготовке интерактивной ткани, Романа Карпова за помощь с техническими моментами и светом.

Ирину Ризнычок, Ирину Кудрявцеву и весь коллектив Музея за приглашение и организацию события, Фонд Культурный Транзит, УФ ГЦСИ, Expo32 за предоставленное оборудование.

Описание

Перформанс состоял из нескольких сцен, в каждой из которых танец и физические действия двух танцовщиц сопровождались аудио-визуальными эффектами. Часть аудио и видео материала была заготовлена заранее, а часть создавалась во время исполнения. В перформансе не было фиксированной хореографии, все движения носили импровизационный и несколько спонтанный характер, в то же время перед танцовщицами стояли конкретные задачи, порядок сцен и что в каждой из них просиходит – было продумано заранее.

Танцовщицы были одеты в причудливые костюмы, которые подчеркивали динамику движений, имитируя завихрения воздуха. Партнерами танцующих стали две фигурки животных. Их образы были заимствованы из графических работ Грачева, и, обретя материальное воплощение, стали полноценными участниками действа.

*** Начальная сцена

Животные из пенокартона встречали зрителей у входа в зал.Когда танцовщицы занесли их в зал, это послужило приглашением для публики войти. Было объявлено, что по залу можно свободно передвигаться во время перформанса.

Действо началось с танца вместе с животными под звуковой аккомпанемент музыкальных композиций Йорга Пирингера (Jörg Piringer). При этом осуществлялся мэппинг заранее снятого видео (видео Антонины Воробьевой) на три колонны зала, около которых шел танец. На каждую колонну светил отдельный проектор, и управлялось это с трех ноутбуков вручную. Также один из ноутбуков воспроизводил музыку.

Программа для видеомэппинга была написана на openFrameworks и управлялась с клавиатуры.

*** Сцена с роялем

Следующая сцена началась с танцовщиц, лежащих под роялем. Танцовщицы извлекали различные звуки из этого инструмента – стучали по нему и нажимали клавиши. Затем, выбравшись из под рояля, перформеры стали танцевать около него, продолжая время от времени нажимать на клавиши. У рояля была зажата педаль, поэтому нажатый звук тянулся долго. В действо были вовлечены животные, которых всячески дальше больше переставляли их владелицы. Рядом с роялем стоял микрофон, подключенный к компьютеру и акустической системе. Некоторые нажатые ноты записывались в звуковые петли, и затем воспроизводились на акустической системе. Использовалось 8 петель различной длины (1-4 секунды). Звук каждой петли постепенно угасал. В итоге, вместе с танцем, создавалась полиритмическая музыка, под которую и происходил танец.

Программа для управления звуком была сделана на Max/MSP и управлялась с клавиатуры.

*** “Перебежки”

В этой сцене под динамичную музыкальную композицию Йорга Пирингера перформеры осуществили короткие танцевальные зарисовки локально в разных местах выставочного пространства, по очереди, тем самым задействовав восемь точек, каждая из них освещалась двумя лампами, которые танцовщики самостоятельно включали и выключали.

*** Сцена с клейкой лентой

Здесь перформеры на протяжении всей сцены разматывали и закрепляли на колоннах белую клейкую ленту, превратив часть выставки в подобие “джунглей” из клейкой ленты. При этом каждый из двух перформеров разматывал свой рулон ленты.

Их действия озвучивались с помощью синтеза звука. А именно, звучало два PWM-генератора, стереопанорама, громкость, частота и PWM-значение которых зависели от положений и действий перформеров.

Программа для синтеза была написана на openFrameworks и управлялась с помощью iPad/TouchOSC.

*** Интерактивная ткань

Танец происходит за и перед полупрозрачной тканью. На ткань светит проектор и смотрит камера глубины типа Microsoft Kinect. Движения ткани и танцовщиков перед ней улавливаются камерой и преобразуются в рисование и размазывание черно-белой и цветной картинки. В частности, движение колыхания ткани преобразуется в визуальный эффект мерцания ткани в соответствющих частях.

Программа интерактивной ткани написана на openFrameworks. Управление параметрами программы и наложение дополнительных видеоэффектов делалось на VDMX, которая управлялась контроллером Akai LPD8.

*** Финальная сцена

Под музыку Йорга Пирингера перформеры, расположившись на полу по разные стороны “сцены” каждый со своим животным, потихоньку продвигались друг к другу по полу, и, перемещая животных за собой, в то же время раскрашивали их фломастерами.

Анонсы:

  • В АиФ-Урал [16.10.2013]
  • В новостях на 4 канале [25.10.2013]

Отчеты в СМИ:

  • В ИА “Актуально” [27.10.2013]
  • В газете “Уральский рабочий” [30.10.2013]
  • На портале “КультурМультур” [01.11.2013]